Острая конкуренция заставляет пивоваров искать новые пути к сердцам потребителей. Крупнейшие пивные группы осуществляют интервенцию одновременно по трём направлениям: укрепляют позиции международных брендов, развивают контролируемую систему дистрибуции, оптимизируют производство. В пятёрку самых–самых входят AB InBev, SABMiller, Heineken, Carlsberg, China Recourse Brew — эти холдинги контролируют свыше 50% мирового производства пива. Лидеры рынка сфокусированы на укреплении позиций брендов, поскольку сильный бренд вызывает доверие у покупателей, а доверие трансформируется в доходы холдингов.
Одновременно глобальные процессы консолидации рынка и развитие глобальных брендов несколько задвинули в сторону интересы самих потребителей. Так, стали менее значимы вопросы приверженности традициям пивоварения, а такое понятие как страсть к собственному продукту едва не отошло в область приданий.
Ответом на глобальное «унифицированное пиво» стало пиво авторское, а именно крафтовое. Первыми производителями оригинального hand–made продукта оказались американцы. Именно эта страна сегодня является лидером крафтового пивоварения (68% всего мирового производства), причём интерес к этому сегменту рынка проявляют и крупные игроки, и небольшие компании. В Европе самыми «крафтовыми» странами стали Бельгия и Германия, в которых в отличие от тех же Соединённых Штатов преобладают небольшие семейные производства.
В США были разработаны и критерии, согласно которым пивоварня признаётся крафтовой:
- Предприятие должно быть небольшим (производительность не более 6 млн баррелей в год). В пересчёте на литр максимально разрешённый объём составляет 703,8 млн л пива ежегодно.
- Предприятие должно оставаться независимым, не подверженным влиянию алкогольных холдингов. «Независимость» тоже имеет своё численное выражение. Для Европы государственная поддержка малому и среднему пивоварению оказывается в том случае, если объём производства не превышает 200 тыс гл/год. В США этот показатель определяется по доле участия алкогольного холдинга в производстве крафтовой пивоварни (не более 25%).
- Традиции производства. Это значит, что в процессе варки пива должны применяться традиционные ингредиенты и способы ферментации. Основа крафтового пива — солод (не менее 50%), при этом все используемые добавки должны быть направлены на обогащение вкуса, а не на его облегчение (к таким компонентам относят цветы, пряности, фрукты и т.п.).
- Крафтовые пивовары создают новые вкусы, стили, новые продукты, не имеющие аналогов. Отсутствие «пивоваренных догм», обязательные инновации с обязательным же уважением к традициям, творчество — всё это определяет работу страстных пивоваров, для которых главным должно быть вдохновение, а не на извлечение прибыли.
